Входя в класс, помни, что каждый из учеников-уникальная и неповторимая личность.
Не забывай, что перед тобой не "чистый лист бумаги", а ученик-личность, имеющий свой жизненный опыт, свои взгляды на
окружающую действительность и собственный личностный опыт в виде эмоций, чувств, переживаний.
Помни, что ученику, как и тебе, от природы даны одинаковые личностные функции - мотивационная, мировоззренческая, критическая,
смыслотворческая, рефлексивная и др.
Еще стоя перед дверью класса, скажи себе: "Я иду не учить их, а иду учиться вместе с ними, так как они тоже личности"!
Советы опытного педагога
Постоянно помни о том, что ученик, сидящий в классе перед тобой, - личность, что ты этого человека должен научить.
Определи для себя несколько важных моментов и добейся их выполнения:
начинай урок всегда вовремя;
всегда будь готовым к уроку, чего бы это ни стоило;
приходи в класс хотя бы за 15 мин до звонка, чтобы успеть проверить состояние кабинета, готовность доски, учеников,
сделать записи в журнале, ответить на возможные вопросы учеников, самому что-то сказать и т. д.;
обязательно записывай на доске тему урока и домашнее задание, проследи, чтобы все ученики записали его в дневниках.
Как можно быстрее учись распределять внимание, чтобы на любом этапе урока держать в поле зрения весь класс, успеть
спросить ученика, если он отвлекается или думает о чем-то своем.
Не пренебрегай записями на доске, даже простенькими чертежами, рисунками, ибо ученик, каким бы невнимательным он ни был,
обязательно перепишет с доски в тетрадь.
Любыми способами добивайся внимания учеников на уроке. Вот несколько советов по этому поводу:
интересное объяснение, опыт, вопрос (работает непроизвольное внимание);
комментирование решения задачи с места, без записи на доске;
умело применяй на уроке слово "Внимание", но не злоупотребляй им. Ученикам надо обязательно вначале сказать,
какую важную роль на уроке играет это слово: если учитель произнес "Внимание!"- значит, ученик должен переключиться на учителя,
чем бы он ни занимался до этого.
Не бойся учиться у своих коллег, у учеников, на семинарах, на курсах, по книгам и журналам. Не жалей себя!
Ходи на уроки своих коллег, особенно в те классы, где у самого дела обстоят хуже всего. Ты найдешь ответы на многие мучающие вопросы.
Возьми себе за правило: к подготовке каждого урока относиться творчески, вносить в каждую изюминку. Не так уж это и трудно,
стоит только захотеть. "Психологические исследования... показывают, что привораживать сердца ребят могут только учителя,
работающие творчески и с увлечением. Творчество учителя должно быть постоянным, ежедневным, неистощимым. И это не подвиг, а норма
педагогического труда" (Л.Г. Охотин. Психологические основы урока. - М.: Просвещение, 1977).
Разработай очень подробно конспект одного или нескольких уроков. Пусть они будут отличаться от обычных: формой урока, методами,
просто насыщенностью, интересной информацией, опытами и т.д.
Не жалей времени на написание хорошего подробного конспекта урока: в будущем вы сэкономите много времени. В ходе работы над
конспектом используй свои обозначения. Например, красным цветом выделяй тему урока, вопросы к ученикам, зеленым - записи по опытам и
демонстрациям, условными значками - то, что надо диктовать ученикам, что вынести на доску и т.д.
Запомни совет: "Обещал - сделай!".
При подготовке к уроку лучше решать задачи на отдельных карточках, причем задачи из одного задачника - на карточках одного цвета,
из учебника - на карточках другого цвета (где взять разноцветные карточки? - это обложки от старых тетрадей). Так создастся хорошая
картотека - решебник. Это очень удобно.
Обязательно выписывай методические журналы и газеты, и сразу начни вести картотеку статей.
Готовясь к каждому уроку, выдели минимальный набор самых основных вопросов, понятий и держи их в поле зрения учеников весь урок. Аналогично в каждой теме выдели основные понятия и многократно их повторяй на протяжении всей темы.
Используй на уроках принцип Ходжи Насреддина: "Пусть те, которые знают, расскажут тем, которые не знают".