Школа Эксперимент Формула здоровья Поколение RU Актуально Фотоальбом  

Дата последней редакции: 15.11.2007г. Школа №43, Волгоград


Home
ЭКСПЕРИМЕНТ
Концепция развития школы
Наука и школа
Мастер-класс
- Литература
- Математика
- Физика
- История
- Иностранный язык
- Внеклассная работа
Проект

Кабанова Татьяна Юрьевна

(учитель биологии и географии)

Кабанова Татьяна Юрьевна



Там на неведомых полянах

"Виртуальная" поляна

Ребятам предлагается просмотреть отрывок видеофильма из серии "Живая природа", после чего они выполняют ряд заданий.

Задание 1. На основе видеофильма составить пищевые цепи.

Задание 2. Определить природную зону по её описанию:

А: "Январь. 12 часов дня. Солнце спрятано за горизонтом. Снежную равнину освещает только тусклый свет звезд. Местность кажется безжизненной".

Б: "Жара, зной. К середине дня будто все вымирает. По-разному спасаются от палящих лучей солнца обитатели (пустыни). Многие из них ведут ночной образ жизни. Днем эти животные находят себе убежища в глубоких прохладных норах. Дневные животные активны лишь в ранние утренние часы, пока песок еще не накалился".

В: "В этой зоне хранятся огромные богатства. Главное из них, конечно, лес. Другое богатство (тайги) - пушнина. Нигде в мире не водится столько пушных зверей. Тут и белка, и соболь, и куница, и норка, и выдра. Много здесь ягод и грибов".

Г: "Куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья здесь не растут из-за недостатка влаги. Травы по-разному приспосабливаются к засушливому климату. Одни появляются ранней весной, как только сойдет снег. Другие появляются позже. В южной части растут ковыль, полынь, типчак. Когда ковыль колышется, кажется, что бегут серебристые волны. К концу лета (степь) почти совсем выгорает. Тогда можно увидеть перекати-поле. Почвы очень плодородны."

Поляна "Фантазеров"

Для этого конкурса понадобятся альбомные листы, краски, карандаши.

Всем путешественникам в пути необходимы карты. Иногда первопроходцы зарисовывали те места, по которым шли, чтобы найти дорогу назад. Попробуйте сделать тоже самое.

Под музыкальное сопровождение ребята рисуют картину природы и объясняют её смысл. В этом конкурсе все рисунки отмечаются максимальным количеством баллов. Несколько вариантов музыкального сопровождения: Бах "Прелюдия", Бетховен "5-я Симфония", Вивальди "Времена года", Римский-Корсаков "Полет шмеля" и др...

В конце игры жюри подводит итоги и доктор Айболит вручает грамоты с присвоением различных званий: "Зеленый доктор", "ОчУмелых дел мастер", "Юный фантазер", "Юный натуралист".

Поляна "ОчУмелых ручек"

Задание для ребят: Из подручного материала (пустых пластиковых бутылок, банок, пакетов из-под молока и сока, веревок, ниток и др.) изготовить кормушку для птиц. После конкурса лучшие мастера награждаются, а кормушки вешаются на школьном дворе. В процессе изготовления кормушки необходима помощь старшеклассников (в целях экономиии времени и избежания травм).

Поляна "Почемучек"

Отправляясь в путешествие по разным странам, необходимо знать о ней.

Задание 1. Ответьте на вопросы:

  1. Какое животное самое большое в мире? (Синий кит. Его длина - около 33 метров и вес до 150 тонн. Такой кит тяжелее 50 слонов).
  2. Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? (Маскировочная окраска, во-первых, защищает зверей, в данном случае жирафа, а во-вторых, помогает им охотиться, например, тигру, леопарду и т.д )
  3. Какой зверь самый хищный и прожорливый? (Землеройка. Она съедает в сутки в 4 раза больше, чем весит сама. Для сравнения - льву, чтобы наесться досыта, достаточно 20 кг мяса).
  4. Почему кошки постоянно умываются? (Все кошачьи слизывают с себя собственный запах, дабы при охоте он не спугнул жертву ).
  5. Почему листья растений зеленые? (В них содержится хлорофилл, в котором под воздействием солнечного света образуются органические вещества).

Задание 2. Отгадайте загадки:

Стоит лепешка
на одной ножке,
кто мимо не пройдет,
всяк поклонится.

Гриб.

Не рак, не рыба,
не зверь, не птица,
кто его убьет,
тот свою кровь прольет.

Комар.

Не огонь,
а жжется.

Крапива.

На шесте дворец,
во дворце певец.

Скворец.

Задание 3. Какому времени года посвящены строки известных писателей?

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса, ...

А.Пушкин.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

С.Есенин

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Все вторит весело громам.

Ф. Тютчев.

 

В мероприятии участвуют учащиеся пятых классов, объединенные в микрогруппы. Игра проводится в виде путешествия с доктором Айболитом по "неведомым полянам", где ребята выполняют ряд заданий. За каждый правильный ответ присваивается один балл, за поделки и рисунки по пять баллов. На "поляну" отводится 15-20 минут. В подготовке "полян" принимают участие старшеклассники.

Задачи игры: Закрепить уже имеющиеся и пополнить знания ребят о живой природе, взаимосвязях между организмами. Развивать воображение, различные виды памяти, творческие способности. Формировать практические навыки применения знаний о живой природе. Воспитывать в детях любовь к природе; чувство ответственности за окружающих нас живых организмов. Обратить внимание на объекты природы, нуждающихся в охране.

Ход игры: Учениками старших классов розыгрывается отрывок из книги "Доктор Айболит" Корнея Чуковского. Сценка.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Вот откуда-то шакал на кобыле прискакал
"Вот вам телеграмма от Гиппопотама!"
"Приезжайте, доктор, в Африку скорей,
И спасите, доктор, наших малышей!"
"Ладно, ладно, побегу, вашим детям помогу.
Только как же по пути все препятствия пройти?
Я так думаю, наверно, мне помогут, несомненно,
Наши юные друзья.
Самых добрых, самых смелых,
Самых умных и умелых
Я возьму с собой в поход.
На неведомых полянах
Ждет вас много испытаний.
Пусть удача вам поможет
С вашей помощью, быть может,
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит"!
Итак, в путь!

Участникам вручаются маршрутные листы с обозначением "полян".

"Зеленая аптека"

Ребят встречают хозяева поляны-помощники доктора Айболита. На столах разложены гербариии и изображения лекарственных растений. Если вы отправляетесь с доктором Айболитом в такое опасное путешествие, вам необходимо знать, какие растения могут помочь, не окажись у доктора нужных лекарств. Где бы вы не находились, помните, что "зеленая аптека" всегда рядом.

Назовите известные вам лекарственные растения (подорожник, ромашка, валериана, мята, шиповник и др.)

  • Что вы знаете о подорожнике? Подорожник расселяется там, где ходят люди, т.к его семена (а одно растение дает от 8 до 60 тыс.семян) вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нею. Индейцы Америки с ужасом смотрели на подорожник и метко называли его "след белого". Подорожник незаменим при ссадинах, укусах насекомых, ожогах.
  • Показывают ромашку.
    Родина ромашки-Америка. Как сорняк, растущий на полях, попала она вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железным дорогам. В мешках оказались дырки, в полу вагонов - щели и мелкие семена американской ромашки, ехавшей "зайцем", сеялись по полотну железной дороги.
    Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь - сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.
  • Что вы можете сказать об этом растении? (Показывают росянку. Ребята знакомы с ней как растением-хищником).
    Росянка тоже, оказывается, лекарственное растение. Она применяется при простуде и кашле. Сок, выделяемый росянкой, растворяет органические вещества, поэтому его употребляют при выведениии бородавок, а кое-где и при мытье посуды.
  • Отгадайте загадку "Белые горошки на зеленой ножке." Конечно, это ландыш - самый ароматный и самый изящный из весенних цветов. Из него делают ландышевые капли, которые успокаивают сильное сердцебиение, а также добавляют в одеколон и мыло. Существует красивая легенда о том, что ландыш оплакивал ушедшую весну такими горючими слезами, что кровь выступала из его "сердца и окрасила зеленые слезы в ярко-красные". Такие ярко-красные шарики появляются осенью на месте белых цветов.
  • Другим не менее знаминитым растением леса можно назвать валериану. Ее очень любят кошки. Валериана и называется кошачьей травой. Название растения произошло от латинского valere - "быть здоровым". Корни валерианы в засушенном виде заваривают как чай или делают настойку на спирту. Употребляют как успокаивающее средство. Валериану, как и ландыш, надо охранять.
  • Посмотрите на ветку черемухи (в гербарии).Вспомните ее душистые цветы. Черемуха - очень хорошее лекарственное растение. Горсть спелой черемухи или стакан ее отвара помогают при расстройстве желудка. Настой коры принимают при ревматизме. Настой цветков - при глазных болезнях, а настой листьев - при болезни легких.
    А самое замечательное свойство черемухи - способность очищать воздух от микробов: она выделяет особые вещества - фитонциды. Таким же свойством обладают дуб, черная смородина, мята, береза. Вот почему в лесу такой чистый воздух и так легко дышится.
    Вооружившись знаниями о лекарственных растениях вы можете смело отправляться в путь.

Рекомендуемое разрешение: 1024х768


 
©2000-2006. All rights reserved.
e-mail: school43.Wolga@rambler.ru
Hosted by uCoz