Лушина Вера Николаевна
|
Тема урока: |
"Тепловые двигатели" |
Тип: |
Урок закрепления знаний |
Цели урока: |
- Закрепить сформированные знания учащихся о работе пара и газа на примере двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.
- Развивать умения учащихся работать с текстами учебника и дополнительной литературы.
- Применить элементы личностно-ориентированного подхода через дидактическую игру.
|
Метод: |
Дидактическая игра "Патент на открытие".
|
Оборудование: |
- Цилиндр для демонстрации взрыва горючей смеси.
- Пробирка с водой и пробкой, спиртовка (для демонстрации расширения газа).
- Модель DВС.
- Схемы DВС и П.Т.
- Плакаты "Докладчика не перебивать", "Шум не создавать!", "Вопросы задавать!".
- Бланки-заказы на открытие, в которые вписана идея открытия, дан рисунок экспериментальной установки и перечень возможных применений.
|
План урока:
- Вступительное слово директора НИИ (учителя или ведущего) 2-3 мин.
- Защита патентов (20-25 мин)
- Доклад представителей группы с демонстрацией экспериментальной установки.
- Вопросы к докладчикам членов патентного бюро и журналистов.
- Выступление аппонента.
- Подведение итогов председателем патентного бюро.
- Обратная связь (мнение учащихся).
Подготовка к уроку: Начинается примерно за неделю.
- Все ученики делятся на четыре группы:
- сотрудники научного учреждения, лаборатория №1 (3-4 человека);
- сотрудники научного учреждения, лаборатория №2 (3-4 человека)
- члены патентного бюро (2-3 человека + учитель физики)
- представители прессы (10-12 человек).
- Научная группа составляется из учеников, которые готовят политехнический материал по теме "Двигатель внутреннего сгорания"
(лаб. 1) и "Паровым турбинам" (лаб. 2). Они делятся на докладчиков, экспериментаторов, демонстраторов чертежей, рисунков и оппонентов.
Каждый из них четко должен знать весь материал по теме: уметь рассказывать о принципе действия устройства, строении, применении,
положительных и отрицательных моментах его применения, а также о перспективах использования. Поддерживать докладчика на защите
может любой член группы. Доклад составляется на основе обсуждения в группе всех параметров патентной формулы.
Назначение оппонента подчеркнуть достоинства открытия и указать на его недостатки.
- Представители прессы выполняют ряд заданий. Они просматривают "свои" журналы, изучают разделы журнала и проблематику.
Кроме того, им необходимо подготовить вопросы к докладчикам, соответствующие стилю именно их журнала. Вопросы могут быть из
разных сфер науки и жизни. Для оформления каждая редакция журнала имеет на своем столе флажок, на котором указано название журнала.
Каждый журналист может изготовить визитку.
- Составляется патентное бюро. В него входят учащиеся и учитель. В патентное бюро группы представляют свои бланки - заказы
на открытие, в которые вписана идея открытия, дан рисунок экспериментальной установки и перечень применений. Патентное бюро
оценивает все параметры патентной формулы:
- новизна открытия;
- целесообразность + эффективность;
- возможность использования, по пятибальной системе.
И в конце урока подводятся общие итоги по двум группам.
- Дополнительно может быть выбран ведущий (секретарь) из учащихся, который продумывает свои действия по проведении
последовательности действий и подготавливает вступительное слово (с помощью учителя, если это пробный урок).
И в самом конце проводится о положительных и отрицательных моментах урока в целом.
Имитационная модель игры: В заводской лаборатории или в НИИ получены важные теоретические и практические выводы.
Сотрудники НИИ просят разрешения запатентовать их. Дирекция института предлагает защитить научные проекты на
расширенном заседании ученого совета НИИ и в случае успешной защиты просить патентное бюро выдать соискателям патент на открытие.
Несоответствие защищаемого проекта патентной формуле лишает лабораторию права на открытие.
Итог урока:
Рефлексия учащихся: "Что нового вы узнали на уроке, чему научились?"
Рекомендуемое разрешение: 1024х768
|