Школа Эксперимент Формула здоровья Поколение RU Актуально Фотоальбом  

Дата последней редакции: 15.11.2007г. Школа №43, Волгоград


Home
ЭКСПЕРИМЕНТ
Концепция развития школы
Наука и школа
Мастер-класс
- Математика
- Физика
- География
- История
- Иностранный язык
- Внеклассная работа
Проект

Хомутецкая Елена Сергеевна

(учитель русского языка и литературы)

Хомутецкая Елена Сергеевна



Урок литуратуры

Тема урока:

Конфликт в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник"

Цель:

Подвести учащихся к пониманию того, как трудно разрешить конфликт между личностью и государством вообще и к неразрешимости этого конфликта в поэме, в частности.

Тип урока:

Урок-диалог

Оборудование:

Фотография памятника Петру I скульптора Э. М. Фальконе.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему урока.
    • Что такое конфликт? (Ребята говорят о своем понимании значения этого слова).
      Вспоминаем значение термина
      Учитель обращает внимание на то, что конфликт в поэме - это не противостояние двух людей - Евгения и Петра, а противостояние человека и государства, воплощенного в памятнике. Петра I как личности в поэме нет, только во вступлении, а в поэме есть статуя - символ, выражающий бессмертие дел Петра как дела государства в целом.
  3. Беседа, направленная на реализацию цели урока.
    • Как раскрывается образ Евгения через сопоставление его "дум" с монологом Петра I?

      Звучит отрывок из произведения:
      Евгений

      О чем же думал он? О том,
      ...............................
      ...............................
      И внуки нас похоронят…"

      Отрывок:
      Петр

      И думал он:
      Отсель грозить мы будем шведу,
      ...............................
      ...............................
      И запируем на просторе.

      Приходим к выводу о том, что Пушкин противопоставляет Петру, олицетворяющему власть, обыкновенного человека, чья судьба зависит от власти.

    • Описание наводнения занимает основное место в первой части повести

      (зачитываем отрывок от слов: "Нева всю ночь…" до слов "…народ зрит божий гнев и казни ждет".)
      Внезапно ли оно для Евгения?
      На какой исход надеется герой?
      (Герой не теряет надежды на благополучный исход событий.)

    • А теперь, сопоставим описание разбушевавшейся стихии с двойной авторской оценкой замысла Петра построить город.

      Как во вступлении говорится о том, что воля Петра вторгается и изменяет естественное состояние мира.

      Красуйся град Петров, и стой
      ...............................
      ...............................
      Тревожить вечный сон Петра!

      Оказывается, что наводнение - это возмездие природы человеку за учиненное над ней насилие.

    • Что можно сказать об отношении Евгения к стихии? Причинила ли она вред ему лично?
    • Что еще наводит ужас на Евгения после гибели невесты? За что Медный Всадник преследует его? Каков символический смысл преследования?
    • Удалось ли стихии уничтожить созданное народом по воле великого человека?
  4. Рефлексия.
    Вопрос учащимся: "Сравните, что вы раньше знали о конфликте, а что нового узнали теперь на данном уроке?"
  5. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы "Медный всадник".

Рекомендуемое разрешение: 1024х768


 
©2000-2006. All rights reserved.
e-mail: school43.Wolga@rambler.ru
Hosted by uCoz