Формулы сокращенного умножения (Повторение и обобщение пройденного материала)
Цель:
в ходе дидактической игры создать условия для проявления личностных функций учащихся.
Задачи:
систематизировать и обобщить знания по теме "Формулы сокращенного умножения";
продолжить формирование познавательной активности;
поиск своей альтернативы;
выражение своего выбора решения задачи
Ход урока
Вступление. Учитель:Сегодня ваш класс - научно-исследовательский институт. Вы - ученики - сотрудники этого института.
На урок пришли корреспонденты различных изданий, которые хотят получить ответы на интересующие их вопросы.
Успех пресс-конференции зависит от каждого сотрудника института.
Разминка. Учитель:Чтобы ознакомить наших гостей с тем, как работает наш институт над изучением и применением формул, предлагаю решить задачу:
Имеются четыре ящика и карточки с алгебраическими выражениями. Установите принцип соответствия между карточками и ящиками и
разложите карточки по ящикам.
a2±2ab+b2
(a+b)·(a-b)
(a±b)·(a2±2ab+b2)
a3±3a2b+3ab2±b3
I
II
III
IV
1) (-a-b)2
2) -(a+b)2
3) (b+a)2
4) a2-b2
5) a2+b2
6) (b-a)2
7) (b+a)3
8) (-b+a)3
9) -(a-b)3
10) a3+b3
11) a3-b3
12) -(a3-b3)
Интервью с "корреспондентами" журналов.
Корреспондент журнала "Квант" .
Вы знаете много формул сокращенного умножения. Объясните, для чего они нужны и в каких случаях вы их применяете.
В редакцию нашего журнала пришло письмо от ученика 7-го класса Юры Грошева. Он убедительно просит помочь разложить на
множители многочлен a3+a2b-ab2-b3 разными способами.
(Решение задачи с помощью идеи).
К доске выходят три ученика, которые выполняют это задание разными способами; классу предлагается выбрать понравившийся
способ решения.
Решить уравнение: 16x2-(4x-5)2=15 двумя способами. (Предложите свои способы решения уравнения).
Корреспондент журнала "Наука и техника"
Межпланетная станция, запущенная для изучения планеты Марс, произвела фотосъемку ее поверхности, побывала на ней,
взяла пробу грунта и вернулась на Землю. Вместе с пробами ученые обнаружили кусок твердосплава с таинственными обозначениями.
Журнал поместил эти обозначения на своих страницах, и читатели хотят знать, что они означают.
Просим помочь редакции ответить на их вопрос вопрос.
(5+)=++81
472-372=(47-)·(+37)
(-3)·(+3)=а2-
612=3600++1
712+292+2·71·29=(+)2=2
Корреспондент журнала "Человек и закон"
Преступники украли в банке большую сумму денег. Их поймали, но похищенную сумму установить не удалось.
Преступники категорически отказываются назвать ее, утверждая, что записали это число в виде степени и зашифровали не только основание, но и ее показатель.
Экспертам удалось узнать основание степени - 597.
Но ответить на вопрос, какая степень была задана. они не могут. Затем преступники записали уравнения:
Какие формулы применялись при решении уравнений?
И, кроме того, выражение (a-1)·(a2+1)·(a+1)-(a2-1)2-2·(a2-3)+1,
которое нужно упростить. Теперь, применяя алфавит как шифр, можно прочитать показатель степени.
А
Б
В
Г
Д
Е
1
2
3
4
5
6
Найдите показатель степени и возведите в него удобным способом число 597
5972=(600-3)2=360000-3600+9=356409
Корреспондент газеты "День за днем"
В редакцию газеты пришло письмо от Саши Петрова с просьбой опубликовать его. Саша считает: чтобы "целое число с половиной"
возвести в квадрат, нужно умножить это целое число на соседнее, большее число, и к результату приписать 1/4.
Например, (71/2)=561/4; (81/2)=721/4.
Быстро и просто.
Но редакция газеты считает, что нужно проконсультироваться со специалистами.
Как вы думаете, можно ли доказать это утверждение?
(к доске приглашаются два ученика, которые доказывают это утверждение разными способами).
Корреспондент газеты "Семья"
Я подбираю материалы для страницы "Изюминки". Уважаемые сотрудники научно-исследовательского института, подскажите, как лучше выполнить следующее задание:
сравните, что больше: 361 или 35·37?
Подведение итогов урока. Учитель.
Подошла к концу наша пресс-конференция. Корреспонденты газет и журналов, получив ответы на вопросы, интересующие читателей,
оформят их в виде заметок и опубликуют на страницах своих изданий.
Вам, уважаемые сотрудники, научный совет поручает вывести формулы:
(a+b)4 и (a+b+c)2
Спасибо всем участникам игры. И в заключение мне хотелось бы знать, какое впечатление произвела на вас игра,
какие трудности в игре вы испытали сегодня? (рефлексия)