Земляницына Любовь Федоровна
|
Цель: |
В ходе игровой деятельности создать условия для развития смыслотворческой, критической, рефлексивной личностных
функций учащихся. |
Задачи: |
- Расширять познавательные интересы учащихся по истории Отечества.
- Воспитывать любовь к истории нашего народа.
- Развивать индивидуальные качества учащихся: любознательность, ответственность, творческую культуру.
|
Подготовка к мероприятию: |
- Творческие задания учащимся. (Подготовить изображение гербов городов; фигур и одежды людей Древней Руси; жетонов)
- Поиски и отбор литературы.
- Проверка декламации стихов.
|
Оформление: |
- Историческая карта по периоду Древней Руси.
- Учебные картины. ("Славянский поселок", "Ледовое побоище", "Александр Невский", "Оборона Владимира от монголо-татар")
- Карточки с текстами.
- Аудиокассета с записью музыки А. Дворжака "Славянские танцы".
- На ватмане над доской написаны уставом слова "Древняя Русь".
|
Ведущий: Дорогие ребята, начнем нашу игру. Команды. займите свои места. (Команды занимают свои места за игровыми столами,
на которых уставом написаны названия городов: "Киев", "Новгород", "Владимир", "Москва".)
Ведущий: Ребята, я желаю вам успехов в состязании! Жюри (идет представление членов жюри) будет вас судить. За правильные ответы
командам будут выдаваться жетоны.
Ведущий: Ребята, недавно наша учительница географии была в научной экспедиции и привезла интересную находку. Ее нашли
археологи.
Вот вам первый вопрос.
- Кто такие археологи? (Ученые, изучающие предметы прошлого)
- Я вам даю эту находку, а вы, внимательно рассмотрев ее, предположите, что это такое? (Осколок глиняной посуды начала нашей эры,
изделие гончарного ремесла)
- Что такое эра? (Большой исторический отрезок времени)
- Ребята, представьте три предмета: кору березы, бумагу, шелк. Что объединяет эти предметы? (Это материал для письма:
на березовой коре писали в Древнем Новгороде, на бумаге и на шелке в Древнем Китае-стране Востока)
- Ребята, вы познакомились уже с героической страницей русской истории - нашествием монголо-татар. Могла ли у монголо-татар
появиться такая поговорка "Худую траву с поля вон"? (Нет, не могла, т.к. монголо-татары вели кочевой образ жизни и не занимались
земледелием)
- Это самая мелкая старинная мера длины. Она часто употребляется в нашей речи. Например, об умном человеке говорят
"у него семь пядей во лбу" или "бой шел за каждую пядь земли". Подумайте и покажите рукой пядь. (Расстояние между вытянутыми
большим и указательным пальцами руки)
Ведущий: А сейчас проводим конкурс капитанов. Капитаны должны хорошо ориентироваться в карте. (Капитаны подходят к карте и
находят свои города). На каких реках стояли и стоят сейчас эти города? (Если капитаны затрудняются с ответом, может помогать команда).
Много врагов нападало на русскую землю. Большое горе приносили они нашим людям, но Русь укреплялась. Города росли и украшались.
Ребята, вы готовили о городах сообщения. Послушаем вас. (Жюри оценивает).
Ведущий: Ребята, у вас было задание нарисовать отличительный знак города - герб. Герб города или отражал какое-то событие в
жизни горожан, или занятия населения. (Команды показывают свои гербы и рассказывают о них).
Ведущий: Команды, внимание! Я вам читаю тексты о выдающихся людях земли русской, а вы, внимательно слушая, должны назвать их.
"Она была женой князя Игоря. Не простила она древлянам смерти своего мужа и жестоко отомстила им. Послала она древлянам весть,
что не будет с них брать дань, а только по три голубя и по три воробья" (Княгиня Ольга)
"Своими победами он умножал славу и богатство, крестил Русь, строил церковь, награждал народ и дружину, устраивал пиры. Дружинники
однажды упрекнули его: "Кормит он нас с деревянных ложек, а не с серебряных". Тогда повелел он вылить из серебра ложки и сказал:
"Серебром и золотом дружины не добуду, а с дружиной добуду и серебра и золота". Звал народ ласково этого князя "Красное солнышко"
(Князь Владимир)
"Он приказал пленных рыцарей развязать и сказал: "Идите и скажите всем, что Русь жива, но кто с мечом к нам придет, тот от
меча и погибнет. На том стояла, стоит и будет стоять русская земля" (Князь Александр Невский)
"Из летописи мы знаем, что этот князь пригласил к себе соседа, черниговского князя, на пир словами: "Приди ко мне, брате, во Москов".
С этого времени упоминается Москва. Как звали этого князя?" (Князь Юрий Долгорукий)
Ведущий: До нашего состязания команд открылась ремесленная мастерская. Кузнецы ковали мечи, сапожники тачали сапоги, шили
одежду, правда все это делалось из бумаги. А сейчас какая команда быстрее "оденет" князя, дружинника, крестьянина.
Ведущий: Ребята, у нас в классе висят картины. Команды должны определить: что изображено на картинах. Если битва,
то какая, если портрет, то чей? Дайте название картинам. (Звучит музыка Дворжака "Славянские танцы")
Ведущий: Ребята, представьте, что мы находимся в архиве, т.е. там, где хранятся летописи и документы.
Часть летописей оказались в разных местах. Вам нужно восстановить последовательность событий во времени.
1 текст. Сергий Радонежский благославил князя Дмитрия и войско на битву с татарами…
2 текст. В 1147 году в Москве был пир…
3 текст. Молодой князь Александр на реке Неве разбил шведов…
4 текст. Битва состоялась на Чудском озере 5 апреля…
(Правильное расположение текстов: 2, 3, 4, 1)
Ведущий: А сейчас каждая команда своим соперникам задает вопрос.
(Жюри подводит итоги всех конкурсов)
Рефлексия: Скажите, кто, на ваш взгляд, более успешно проявил себя в ходе игры?
Ведущий благодарит всех участников за активное участие в состязании.
|