- выпускница СШ №43 1987 года
- закончила исторический факультет ВолГУ в 1992 году
- работает в СШ №43 с 1992 года
- учитель I категории
Использование схем на уроках истории
Опыт работы показывает, что современные учебники истории часто перегружены информацией, второстепенными деталями, за которыми
подчас теряется основное содержание тем. Использование схем становится частью уроков истории в силу того, что они дают возможность
проследить взаимосвязи между явлениями, событиями, действующими лицами исторического процесса позволяют при минимуме данных с помощью условных знаков,
стрелок, ключевых слов обозначить максимум сведений. Кроме того, при работе со схемами усвоение материала происходит посредством как
слуховой, так и зрительной памяти. Сведение отдельных элементов схемы в единое целое учит ребят логике изложения материала, анализу,
структурированию и систематизации данных.
В процессе преподавания истории в 5-11 классах используются различные схемы, но условно их можно объединить в пять основных групп:
структурно-текстовые, событийно-генеологические, карты-схемы, схемы-конспекты и графики. Остановлюсь подробнее на каждом виде.
Структурно-текстовые схемы позволяют рассматривать исторические явления в
целостности, выделяя составляющие и распределяя их в определенном порядке. Подобные схемы применимы при изучении нового материала
и при самостоятельной работе учащихся с текстом учебника. Так, в пятом классе, в рамках темы "Культура Древней Греции" уместна схема,
составляемая с учетом ранее полученных знаний по истории Олимпийских игр.
Таким образом происходит систематизация представлений о древнегреческой цивилизации.
Традиционно схемы применяются при изучении системы управления в том или ином обществе, государстве. Приведу для примера фрагмент темы
"Английские колонии в северной Америке" (7 кл.), позволяющий выявить предпосылки войны за независимость:
Следующий вариант использования структурно-текстовых схем уместен при изучении событий 1917 года, так как позволяет систематизировать
данные о сложной, противоречивой ситуации в российском обществе, рассмотреть растановку сил и возможные пути выхода страны из кризиса.
Событийно-генеологические схемы полезны при изучении борьбы за власть в периоды Древнерусского государства и феодальной
раздробленности. Удачные варианты данного вида предложены Л.Б.Яковером в "Справочнике по истории Отечества" (М., 1998). Отдельные
фрагменты в доработанном виде использую в 6 классе в рамках темы "Русь в X-XI веках":
Карты-схемы знакомы учащимся еще из курса истории начальной школы, но часто их изображения оказываются перегружены информацией,
в силу чего затрудняется их восприятие. Поэтому при изучении военной истории использую схемы в более упрощенном и более "читаемом"
варианте. Например, в рамках темы "Отечественная война 1812 года" (8 класс) возможна схема:
Удачны схемы и при изучении крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Приведу для примера две из них:
С большинством подобных схем учащиеся знакомятся при объяснении нового материала, но возможен и другой вариант:
самостоятельное составление, например, при изучении в 11-ом классе темы "Этапы Гражданской войны в России"
Схемы-конспекты наиболее часто используются мною на уроках, поскольку позволяют в упрощенном виде составить план
ответа на определенные вопросы и отразить нагладно ключевые события, даты, персонажи и особенности происходящего. Впервые с
подробной работой знакомлю учащихся в 5-ом классе при изучении темы "Установление империи в Риме"
Подобные принципы построения конспектов применимы в рамках изучения военной истории (темы "Северная война",
"Отечественая война 1812 г.", "Франко-прусская война", "Русско-турецкая война 1877-1878 гг." и др.)
Приведу в качестве примера фрагменты конспекта по истории Северной войны (7 класс).
В 6-ом классе при изучении темы "Зарождение феодализма у восточных славян" понятие "феодальная вотчина" раскрывается
через схему:
Графические элементы использую и при рассмотрении темы "Английские колонии в Северной Америке" (7 класс):
Одна из ключевых схем, посвященных международным отношениям, вводится в 8 классе и обращение к ней происходит на протяжении 9-11
классов неоднократно:
Схемы-конспекты позволяют одновременно отразить структуру явлений, процессов и последовательность собятий. Например,
изучая тему "Якобинская диктатура" (7 класс), привожу схему и прошу учащихся ее объяснить.
Схемы-графики дают возможность проследить динамику развития исторических явлений, процессов. Знакомство с данным
видом работы происходит при обощающем повторении темы "Великая французская буржуазная революция". С участием 7-классников
составляется и анализируется график:
В 9-11 классе подобная работа становится творческим заданием для учащихся по темам: "Первая российская революция",
"Спады и подъемы экономического развития России с 1890 по 1913 гг.", "Динамика развития международных отношений
во второй половине XX в." и др. Анализ материала, выявление ключевых аспектов и их соотношение, обоснование собственной
точки зрения - вот главные достоинства применения данного вида схем в процессе исторического образования.
Таким образом, применение различных видов схем на уроках истории позволяет повысить наглядность изучаемого материала,
облегчает его запоминание, способствует развитию речи, приучает учащихся к анализу и системности изложения текста.
При условии расширения обозначенных в упрощенной форме знаний за счет материала учебника, рассказа учителя и дополнительной
литературы схемы становятся своеобразным стержнем формирования представлений школьников об историческом процессе.