На базе нашей школы кандидат медицинских наук ведет прием учащихся и их родителей
ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ - НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ ИЛИ ДИАГНОЗ?
Мой ребенок слишком подвижный, "как будто к нему прикрепили мотор" - такую характеристику можно услышать от родителей. А педагоги
отметят, что таким детям свойственны невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, моторная неловкость. Так
что же это за явление?
Речь идет о детях с синдромом дефицита внимания (СДВ), часто называемых также гиперактивными. СДВ представляют собой наиболее
часто наблюдаемую форму хронических нарушений поведения в детском возрасте. Первые признаки СДВ, как правило, привлекают к себе
внимание в возрасте до 7 лет. Среди школьников распространенность СДВ (согласно данным различных эпидемиологических исследований)
составляет от 2-3 до 15-20%. Синдром дефицита внимания у детей проявляется комплексом симптомов, не свойственных для нормального,
соответствующего возрасту развития ребенка. Все 14 основных проявлений СДВ можно разделить на три группы: признаки невнимательности
и отвлекаемости, импульсивности и гиперактивности.
Невнимательность и отвлекаемость у детей проявляется следующим образом: ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы,
испытывает сложности при выполнении предложенных заданий (не связанные с недостаточностью понимания или негативным поведением),
ребенку трудно сохранять внимание при выполнении заданий или во время игр; часты переходы от одного незавершенного дела к другому.
Характерны и частые потери необходимых в школе и дома вещей и предметов (например, карандашей, книг, игрушек и т.п.).
Признаки импульсивности: во время коллективных учебных занятий, игр, экскурсий и т. п. ребенок с трудом дожидается своей
очереди; часто мешает другим (вмешивается в игры других детей); зачастую не выслушав вопрос, отвечает на него не задумываясь;
часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Гиперактивность детей с СДВ проявляется в том, что они постоянно чрезвычайно болтливы и подвижны: не могут тихо и спокойно играть,
бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться; характерны беспокойство и посторонние движения (ребенок не может удержать
неподвижными руки и ноги, крутится на стуле и т.п.).
Поставить диагноз СДВ может детский психоневролог. В настоящее время диагноз СДВ считается обоснованным при наличии у ребенка,
по крайней мере, 8 из возможных 14 перечисленных симптомов, если они постоянно наблюдались на протяжении как минимум 6 последних
месяцев. Однако знать признаки данного отклонения в состоянии здоровья детей и подростков необходимо также педагогам и родителям.
Дело в том, что коррекция состояния детей с СДВ требует комплексного подхода и активного участия педагогов и родителей (специальным
приемам воспитания и организации учебного процесса отводится чрезвычайно важная роль).
Дети с симптомами дефицита внимания, как правило, способны сохранять активное внимание всего нескольких минут. Это становится
причиной отвлечений и плохого выполнения заданий на уроках и дома. Однако, если ребенку удается успешно справляться с предложенным
заданием, то он может удерживать внимание до нескольких часов. При этом следует помнить, что хуже всего дети с СДВ выполняют задания,
кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляющиеся поощрениями.
Замечания, наказания и постоянные сравнения таких детей с детьми более успешными и послушными не дают положительного эффекта, а
лишь приводят к дополнительным сложностям в межличностном общении.
В задачи родителей таких детей входит, с одной стороны, своевременное обращение к детскому психоневрологу, который назначит
адекватную медикаментозную терапию, а с другой - создание ребенку необходимых условий в семье. Прежде всего, это создание
благоприятного психологического климата - отношение к ребенку должно быть доброжелательным, спокойным и последовательным. При этом
необходимо избегать как проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, так и излишне жестких и высоких требований. Еще одним
важным аспектом улучшения состояния таких детей является правильно организованное питание. Дома, до начала занятий в школе, ребенок
обязательно должен получить завтрак с достаточным количеством белков; считается нежелательным избыток углеводов и особенно сахара
и сладостей в рационе; также необходимо обращать постоянное внимание (в течение всего дня) на сбалансированность рациона по
содержанию белков, жиров и углеводов.
От педагога в системе оказания помощи таким детям требуется по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с СДВ и
поощрять его хорошее поведение. Во время уроков целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому способствует, в
частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ученика - в центре класса напротив доски. Кроме того, ребенку
должна быть предоставлена возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений. Задания, предлагаемые на уроках,
учителю следует писать на доске. Ребенку с СДВ необходимо давать лишь одно задание на определенный отрезок времени, если необходимо
выполнить большое задание, то его следует предлагать в виде последовательных частей, при этом учитель периодически должен
контролировать ход работы, внося необходимые коррективы. Во время учебного дня должны быть предусмотрены возможности для
двигательной "разрядки": занятия физическими упражнениями, трудом.
Дополнительный положительный эффект, при условии выполнения вышеперечисленных рекомендаций, дают психотерапевтические воздействия
и методы модификации поведения.