Школа Эксперимент Формула здоровья Поколение RU Актуально Фотоальбом  

Дата последней редакции: 26.09.2007г. Школа №43, Волгоград


Home
ШКОЛА
Визитная карточка школы
- Управление
- Кадры
- Учащиеся
- Летопись
- События
Наши достижения
- Психолог
- Валеолог
- Педагоги

Яцышена Т.Л.

ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ -
НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ ИЛИ ДИАГНОЗ?

Мой ребенок слишком подвижный, "как будто к нему прикрепили мотор" - такую характеристику можно услышать от родителей. А педагоги отметят, что таким детям свойственны невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, моторная неловкость. Так что же это за явление?

Речь идет о детях с синдромом дефицита внимания (СДВ), часто называемых также гиперактивными. СДВ представляют собой наиболее часто наблюдаемую форму хронических нарушений поведения в детском возрасте. Первые признаки СДВ, как правило, привлекают к себе внимание в возрасте до 7 лет. Среди школьников распространенность СДВ (согласно данным различных эпидемиологических исследований) составляет от 2-3 до 15-20%. Синдром дефицита внимания у детей проявляется комплексом симптомов, не свойственных для нормального, соответствующего возрасту развития ребенка. Все 14 основных проявлений СДВ можно разделить на три группы: признаки невнимательности и отвлекаемости, импульсивности и гиперактивности.

Невнимательность и отвлекаемость у детей проявляется следующим образом: ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы, испытывает сложности при выполнении предложенных заданий (не связанные с недостаточностью понимания или негативным поведением), ребенку трудно сохранять внимание при выполнении заданий или во время игр; часты переходы от одного незавершенного дела к другому. Характерны и частые потери необходимых в школе и дома вещей и предметов (например, карандашей, книг, игрушек и т.п.).

Признаки импульсивности: во время коллективных учебных занятий, игр, экскурсий и т. п. ребенок с трудом дожидается своей очереди; часто мешает другим (вмешивается в игры других детей); зачастую не выслушав вопрос, отвечает на него не задумываясь; часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). Гиперактивность детей с СДВ проявляется в том, что они постоянно чрезвычайно болтливы и подвижны: не могут тихо и спокойно играть, бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться; характерны беспокойство и посторонние движения (ребенок не может удержать неподвижными руки и ноги, крутится на стуле и т.п.).

Поставить диагноз СДВ может детский психоневролог. В настоящее время диагноз СДВ считается обоснованным при наличии у ребенка, по крайней мере, 8 из возможных 14 перечисленных симптомов, если они постоянно наблюдались на протяжении как минимум 6 последних месяцев. Однако знать признаки данного отклонения в состоянии здоровья детей и подростков необходимо также педагогам и родителям. Дело в том, что коррекция состояния детей с СДВ требует комплексного подхода и активного участия педагогов и родителей (специальным приемам воспитания и организации учебного процесса отводится чрезвычайно важная роль). Дети с симптомами дефицита внимания, как правило, способны сохранять активное внимание всего нескольких минут. Это становится причиной отвлечений и плохого выполнения заданий на уроках и дома. Однако, если ребенку удается успешно справляться с предложенным заданием, то он может удерживать внимание до нескольких часов. При этом следует помнить, что хуже всего дети с СДВ выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляющиеся поощрениями. Замечания, наказания и постоянные сравнения таких детей с детьми более успешными и послушными не дают положительного эффекта, а лишь приводят к дополнительным сложностям в межличностном общении.

В задачи родителей таких детей входит, с одной стороны, своевременное обращение к детскому психоневрологу, который назначит адекватную медикаментозную терапию, а с другой - создание ребенку необходимых условий в семье. Прежде всего, это создание благоприятного психологического климата - отношение к ребенку должно быть доброжелательным, спокойным и последовательным. При этом необходимо избегать как проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, так и излишне жестких и высоких требований. Еще одним важным аспектом улучшения состояния таких детей является правильно организованное питание. Дома, до начала занятий в школе, ребенок обязательно должен получить завтрак с достаточным количеством белков; считается нежелательным избыток углеводов и особенно сахара и сладостей в рационе; также необходимо обращать постоянное внимание (в течение всего дня) на сбалансированность рациона по содержанию белков, жиров и углеводов.

От педагога в системе оказания помощи таким детям требуется по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с СДВ и поощрять его хорошее поведение. Во время уроков целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому способствует, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ученика - в центре класса напротив доски. Кроме того, ребенку должна быть предоставлена возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений. Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске. Ребенку с СДВ необходимо давать лишь одно задание на определенный отрезок времени, если необходимо выполнить большое задание, то его следует предлагать в виде последовательных частей, при этом учитель периодически должен контролировать ход работы, внося необходимые коррективы. Во время учебного дня должны быть предусмотрены возможности для двигательной "разрядки": занятия физическими упражнениями, трудом. Дополнительный положительный эффект, при условии выполнения вышеперечисленных рекомендаций, дают психотерапевтические воздействия и методы модификации поведения.

Рекомендуемое разрешение: 1024х768


 
©2000-2006. All rights reserved.
e-mail: school43.Wolga@rambler.ru
Hosted by uCoz